Когда ребенок готов к горшку
Единых правил, когда ребенок должен начать пользоваться горшком, не существует. Есть примеры, когда еще до года удается приучить малыша проситься на горшок, но навык, сформированный в этом возрасте, — рефлекторный (не осознанный), потому как физиологически ребенок еще не готов контролировать наполнение мочевого пузыря, чувствовать и координировать сфинктер, сдерживать мочеиспускание усилием воли. Навыки, выработанные на уровне условных рефлексов, могут давать сбои до тех пор, пока не созреют все необходимые функции (примерно к 3–4 годам). Главное, помнить об этом, не переживать и ни в коем случае не ругать ребенка за мокрые штанишки!
У здорового ребенка мочевой пузырь и кишечник до 12–18 месяцев опорожняются довольно часто. Новорожденный на грудном вскармливании мочится до 12–15 раз в сутки, а опорожняет кишечник от 1 раза в 2 дня до 6-7 раз в сутки. Частота опорожнения кишечника уменьшается по мере введения прикорма.
Влияние развития мозга на способность контролировать позывы на горшок
В раннем младенческом возрасте мочеиспускание происходит рефлекторно и регулируется спинным мозгом, без участия сознания ребенка. При наполнении мочевого пузыря нервные импульсы отправляются в спинной мозг, что вызывает автоматическое сокращение мышц и опорожнение мочевого пузыря. Этот этап продолжается примерно до 1 года: ребенок не осознает свои позывы и мочеиспускание остается неконтролируемым.
Примерно к 1–1,5 годам начинает развиваться способность к некоторому удержанию мочи благодаря созреванию ствола головного мозга и базальных ганглиев. Это позволяет ребенку постепенно «чувствовать» наполнение мочевого пузыря, однако полный контроль еще отсутствует. На этом этапе дети могут дольше оставаться сухими и, возможно, даже задерживать мочеиспускание на короткое время.
Полное развитие корковых центров мозга, отвечающих за сознательный контроль мочеиспускания, происходит ближе к 2–3 годам. В этом возрасте ребенок начинает осознавать ощущение наполненности мочевого пузыря и принимать решение о мочеиспускании. Теперь ребенок может осознанно задерживать мочеиспускание до похода в туалет.
В итоге главную роль в контроле мочеиспускания играет кора головного мозга, то есть сформированные навыки управления телом усилием воли. В связи с тем что созревание коры головного мозга продолжается и после 3 лет, примерно до 7 лет родителей не должны пугать единичные случаи одежды, испачканной мочой или калом, когда ребенок заигрывается или спит.
Важно! Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он не попросился на горшок, он делает это не нарочно!Что еще важно для успешного приучения к горшку?
Кроме контроля позывов к мочеиспусканию, ребенку для использования горшка необходимо научиться сидеть без поддержки, ползать и вставать с опорой. За эти навыки отвечает мозжечок. В 6–12 месяцев у ребенка начинают развиваться мышцы, необходимые для удержания позы сидя. Однако самостоятельно сидеть на горшке в этом возрасте ребенку пока трудно, так как у него недостаточно развита координация и сила мышц тазового дна.
К полутора годам ребенок начинает уверенно ходить, садиться и вставать. Теперь он может сохранять устойчивое положение, садиться на низкие предметы при поддержке взрослых, что является важным условием для успешного приучения к горшку.
К двум годам мозжечок и двигательные функции ребенка достаточно развиты, чтобы он мог самостоятельно садиться на горшок и вставать с него без посторонней помощи. Укрепляются мышцы, поддерживающие равновесие и устойчивость в сидячем положении. Большинство детей к этому возрасту уже обладают уверенной координацией движений и способны садиться и вставать без дискомфорта, что делает процесс приучения к горшку более доступным. Поэтому рекомендуемым возрастом приучения к горшку считается период с 18 до 24 месяцев.
К полутора годам происходит увеличение объема мочевого пузыря, что позволяет ребенку удерживать больше мочи, а частота мочеиспускания сокращается до 6–8 раз в сутки, в результате чего ребенок дольше остается сухим.
После года пищеварительная система у детей становится более зрелой и режим дефекации стабилизируется, обычно до 1-2 раз в день. Кроме этого, у детей появляется более регулярный график, и родители могут замечать, что ребенок испражняется в определенные моменты дня — например, после еды. Это помогает создать рутину для приучения к горшку.
Полный контроль за мочеиспусканием ночью формируется к 3–5 годам, когда достигает полного созревания выработка гипофизом антидиуретического гормона (вазопрессина). Поэтому ожидать полной сухости ночью сразу не стоит и подгузники на ночь могут быть полезны.
Признаки физиологической готовности к приучению к горшку
Существуют признаки, которые свидетельствуют о готовности ребенка к приучению к горшку. Вам стоит купить горшок, если ребенок:
-
остается сухим не менее 2 часов подряд, просыпается сухим после дневного сна, что свидетельствует о его способности контролировать мышцы, отвечающие за выделения;
-
проявляет интерес к горшку или использованию туалета взрослыми (например, идет за родителями туалетную комнату), активно подражает взрослым и старшим детям;
-
реагирует на грязные подгузники и требует их сменить — значит, он осознает свои физиологические процессы и желает быть чистым;
-
понимает обращенную к нему речь, сигнализирует о своих потребностях словами или жестами;
-
пытается самостоятельно снимать и надевать трусики или одежду;
-
достаточно уверенно ходит, нагибается, присаживается;
-
проявляет интерес к самостоятельности и может справиться с небольшими заданиями без помощи взрослых.
Чтобы начинать приучение к горшку, достаточно наблюдать несколько из вышеперечисленных признаков. Вне зависимости от времени начала приучения к горшку важно помнить, что это процесс, требующий терпения и понимания со стороны родителей и выбора момента, когда ребенок показывает готовность и интерес к этому новому навыку. Поддержка, терпение и создание рутинных действий, соответствующих ритму ребенка, помогут сделать приучение менее стрессовым и более успешным.
Когда лучше не начинать приучение к горшку?
Есть ситуации, когда приучение к горшку лучше отложить, чтобы избежать стресса для ребенка и регресса в процессе обучения:
-
Заболевания и дискомфорт. Если ребенок болен, испытывает дискомфорт или недавно перенес заболевание, лучше подождать, пока он полностью выздоровеет. Болезнь или боль могут сделать процесс приучения неприятным и затруднить обучение.
-
Период прорезывания зубов. Время, когда у ребенка режутся зубы, может быть для него стрессовым и болезненным. Дети в этот период часто беспокойны, капризны и хуже контролируют свои потребности, поэтому обучение лучше временно приостановить.
-
Семейные или внешние стрессовые ситуации: переезд, рождение младшего брата или сестры, развод родителей или смена воспитателя в детском саду — все это стрессовые события для ребенка, когда ему может не хватать эмоциональных ресурсов для усвоения новой привычки. В таких ситуациях важно дать ребенку время на адаптацию.
-
Смена привычной обстановки: например, отпуск или переезд могут усложнить процесс приучения к горшку. Лучше отложить обучение до возвращения к привычному стабильному режиму.
-
Смена режима сна и питания: переход от грудного вскармливания к твердой пище или смена режима сна — все это может нарушить привычки ребенка и усилить его раздражительность. Важно сначала стабилизировать режим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
-
Период адаптации в детском саду. Если ребенок только начинает привыкать к детскому саду, то лучше подождать с приучением к горшку до тех пор, пока он не освоится в новой среде. Это также позволит воспитателям и родителям согласовать подход к обучению.
Лучшее время для приучения к горшку определять вам, дорогие родители. Для каждого периода существуют свои оптимальные методы, читайте о них в статье «6 методов приучения ребенка к горшку» и выбирайте то, что подходит именно вам. Важное условие успешности приучения к горшку — физическое здоровье малыша, спокойствие и уверенность родителей и ребенка. Несмотря на отсутствие четких возрастных границ отказа от подгузников, рекомендуем приступить к приучению к горшку не позднее 18 месяцев. Почему важно и нужно приучать ребенка к горшку, читайте в статье «Зачем приучать ребенка к горшку?».