Родители в жизни ребенка

Родители в жизни ребенка
  • 1120

Время чтения: 8 мин

Природа создала человеческого ребенка крайне беспомощным. Новорожденные котята, щенята, жеребята оказываются в состоянии передвигаться (пусть еще и на очень слабых ножках), могут по запаху найти мать и захватить материнский сосок. Новорожденный ребенок не в состоянии поднять голову, перевернуться, у него нет готового способа передвижения, и даже научиться сосать материнскую грудь ему еще только предстоит.

Родившийся младенец находится в полной зависимости от своих родителей. Все потребности ребенка после рождения: согреться, насытиться, поддерживать чистоту тела, передвигаться и другие — удовлетворяет взрослый, ответственный за его жизнь. Это понятно любому, даже самому малоопытному, родителю. Правда, круг потребностей ребенка зачастую шире, чем может представить себе взрослый.

К примеру, у новорожденного есть потребность во впечатлениях. Для нормального развития человеку с первых дней жизни необходимо получать зрительные, слуховые и тактильные впечатления. Ребенку важно слышать звуки вокруг себя, в поле его зрения должны попадать разнообразные предметы — все это совершенно необходимо для нормального развития зрения и слуха.

Тело ребенка нуждается в прикосновениях и передвижении в пространстве, несмотря на то, что сам ребенок практически не в состоянии поменять его положение. Неслучайно лучшее средство успокоить ребенка — это взять его на руки, покачать, погладить, потереть ручки и ножки. Если малыш не получает достаточного количества прикосновений, он восполняет дефицит тактильных ощущений в бесцельных монотонных раскачиваниях, которые часто можно наблюдать в детских домах.

Кожа ребенка является первым источником информации об окружающем мире. Во время прикосновений сигналы с поверхности кожи поступают в кору головного мозга ребенка и стимулируют развитие нервной системы малыша. Ласковые прикосновения помогают ребенку снять стресс, укрепляют иммунитет и в целом способствуют тому, чтобы он был более спокойным. Важность телесного контакта с ребенком также обозначена в статье «Привязанность, как это важно».

Потребность во впечатлениях с возрастом не ослабевает, наоборот, при отсутствии сдерживающих факторов (ограниченное пространство, отсутствие зрительных и тактильных стимулов, отсутствие телесного контакта) ребенок постоянно ищет встречи с новым, для чего ему нужна помощь близкого взрослого человека. Только взрослый может прочитать сказку, отвести в парк, музей, познакомить с природой. От того, насколько полно удовлетворяется потребность ребенка в новых впечатлениях, в дальнейшем зависит развитие его познавательных способностей, а значит, и учебной успеваемости.

Одна из базовых потребностей человека — потребность в безопасности. Спокойнее всего малыш чувствует себя на руках матери. Он слышит знакомый еще с утробы стук материнского сердца, чувствует запах. Близость материнского тела, такого знакомого и понятного, надолго остается для ребенка гарантией безопасности. С течением времени мир ребенка расширяется до границ квартиры, дома, двора, города. Родитель, находясь рядом, обеспечивает безопасность малыша, убирая из зоны доступности опасные предметы, ограничивая действия ребенка при наличии угрозы. Предостеречь малыша от недобрых людей, горячего утюга, острого ножа и т. д. — обязанность родителей. Важно, чтобы предостережение не превратилось в запугивание. Оберегая ребенка, необходимо сохранить позитивное отношение к миру, чтобы его развитие было гармоничным. Растущий в ощущении безопасности ребенок не будет избегать новых ситуаций, людей, знакомств, вырастет пытливым и любознательным.

Очень рано у ребенка появляется чисто человеческая потребность — потребность в общении. Замечали, какая красивая улыбка у двухмесячного малыша? Всеми силами новорожденный старается удержать взрослого возле себя. Читайте «Улыбка лучше Моны Лизы» и представьте, как мудро все устроено для сохранения человеческой жизни. Ради общения ребенок готов отказаться от пищи и игрушек. Неслучайно слова матери «я с тобой разговаривать не буду» становятся одной из самых страшных угроз для малыша и, к сожалению, довольно часто используются родителями как элемент воспитания.

Важно! Не используйте угрозу лишения общения для понуждения ребенка что-то сделать или изменить свои поступки. Не забывайте, что отказ в любви (именно так эту ситуацию воспринимает ребенок) для маленького человека становится тяжелой психологической травмой.

Потребность в общении у ребенка практически ненасыщаема. Если возможности ее удовлетворения ограничены (родитель занят, устал, предпочитает другие занятия отношениям с ребенком), малыш будет чувствовать себя ненужным и брошенным. Недостаток общения с родителями влечет за собой неспособность освоиться в окружающем пространстве, неумение общаться с другими людьми и выражать собственные переживания.

В семье человек получает первый опыт близких отношений, в которых присутствуют сочувствие и сопереживание. Именно родитель удовлетворяет потребность в сопереживании своего ребенка. Сочувствие помогает человеку справиться со своими переживаниями — горе становится чуточку меньше, если его разделил близкий человек, а радость, счастливые моменты, прожитые вместе с близким человеком, можно повторять многократно в совместных воспоминаниях.

В современном мире по-настоящему бесчувственных родителей мало, чаще мамы и папы сознательно ограничивают себя в эмоциональных проявлениях, чтобы воспитать самостоятельного, мужественного и сдержанного ребенка. Особенно достается в этих воспитательных экспериментах мальчикам. Они, как правило, слышат от родителей: «больно — терпи», страшно — не подавай виду». По сути, это намеренное обесценивание детских переживаний. У малыша может сложиться впечатление, что он одинок в своих переживаниях, никому нет дела до его души. Неудовлетворенная потребность в общении с близким человеком вынуждает ребенка замкнуться в себе и делает его нечувствительным к переживаниям других людей. В результате малыш рискует навсегда лишиться способности любить.

Еще одна важная потребность — потребность в признании — удовлетворяется у ребенка в семье. Для каждого из нас важно чувствовать свою значимость, ощущать, что окружающие уважают наши убеждения и принципы. Потребность в признании — важная социальная потребность — требует своего удовлетворения с самого раннего детства. Долгое время удовлетворение этой потребности зависит только от родителей. Пока ребенок ничего не достиг самостоятельно, не завоевал уважение друзей, для родителей он ценен сам по себе, независимо от своих достижений и достоинств.

Для малыша ощущение того, что им дорожат, оказывается очень важным. Маленький ребенок не имеет понятия о том, что он собой представляет, у него не сложилась система самооценки, поэтому оценка взрослого является для него единственным источником знания о себе. Не получающий подтверждения своей значимости ребенок не может относиться к себе позитивно. У такого ребенка довольно быстро складывается представление о себе, как о неумелом, никчемном, ни на что не способном человеке. Такое мнение о себе может оказаться очень устойчивым. Психологические тесты у такого ребенка, а впоследствии и взрослого, выявляют заниженную самооценку. В жизни такой человек будет ориентироваться не на достижение успехов, а на избегание неудач.

Поэтому важно, чтобы родитель как можно чаще давал ребенку ощутить, что он для него «самый важный, самый смышленый, самый смелый…».

Если у малыша с детства закладывается вера в себя, свои возможности, он будет более общительным, уверенным в решении жизненных проблем, что, в свою очередь, создаст предпосылки для формирования отношения к нему окружающих. Вне семейных отношений ребенку придется завоевывать признание в условиях конкуренции, только родители могут дать своей любовью крепкий фундамент для веры в себя. 

В руках родителей в первые годы жизни находится не только здоровье малыша, но и его умение быть счастливым, успешным, умение любить.